Марта Бернейс (Martha Bernays, 1861—1951) вышла замуж за Зигмунда Фрейда (Sigmund Freud, 1856—1939) в 25 лет и прожила с ним в браке более 50-ти лет, пережив мужа на 12 лет. У них было шестеро детей: Матильда, Мартин, Оливер, Эрнст, София и Анна. Первый ребёнок – Матильда – родилась в 1887 году, а шестой – Анна – в 1895 году.
Марта Фрейд, как и большинство замужних женщин своего времени, стала домохозяйкой. То есть полностью подчинила свою жизнь мужу и детям. Она была ласковой, заботливой и рассудительной женой и матерью.
Я вдруг осознала, насколько отличалась от его [Зигмунда Фрейда] матери. Она была нервной, суматошной, соблазнительной, властной – я была спокойной, дисциплинированной и послушной. Я сразу заметила, что ему нравятся эти черты во мне, именно они были ему нужны. Я безо всякого труда приняла его представление об идеальной женщине. Знаю я и то, что он не обольщался насчет моей красоты. Он преспокойно написал мне об этом через несколько недель после нашей помолвки. (...)Если про личность З. Фрейда написано очень много, то про его жену Марту мало что известно. Французская писательница Николь Розен (Nicolle Rosen) решила исправить эту ошибку.
... он, стараясь смягчить удар, тут же напомнил о других присущих мне качествах, о том, что он любил во мне. Это были те качества, которые, по его мнению, мужчина мечтает найти в своей супруге – кротость, великодушие, разумность.
Проштудировав большое количество документов и книг (список источников – в Послесловии к роману) из жизни известного психоаналитика, она составила свой образ его незаметной по жизни жены. Однако книгу Н. Розен нельзя назвать полностью документальной. Десять писем (датированных с 23 сентября 1946 г. по 30 сентября 1947 г.), которые приводятся в романе, никогда не были написаны Мартой Фрейд к миссис Мэри Хантингтон-Смит, поскольку последняя – плод фантазии Н. Розен. По замыслу автора романа Марта Фрейд ведёт переписку и делится воспоминаниями о своей жизни с этой несуществующей подругой, видимо затем, чтобы придать им (воспоминаниям) достоверность.
Особо много места в воспоминаниях Марты занимают прежде всего муж Зиги, её младшая сестра Минна и дочь Анна.
Я знаю, что ревновала Зигмунда к Анне больше, чем к Минне. Близость, возникшая между Анной и отцом, сильно ранила меня. В конце концов, Минна была моей сестрой, ровесницей. Между нами всегда была дружба, пусть и с примесью ревности. С Анной всё было иначе. Мы жили в разных мирах. С ней я соперничать не могла. Внешне она относилась ко мне с уважением, но между нами не было никакой близости, нежности, ничего, что могло бы заглушить неприязнь, которую она у меня вызывала. Не могу отделаться от мысли, что так она мстила мне за то, что я отвернулась от неё с самого рождения, за то, что была нежеланным ребёнком.Можно ли доверять всему написанному в этой книге писательницей Николь Розен от лица Марты Фрейд? И насколько правдоподобны те мысли, которые автор вкладывает в голову главной героине? Сама Н. Розен пишет об этом в Послесловии так:
Безусловно, я принимаю всю ответственность за слова и мысли, которые я приписываю ей, за события, которые являются плодом моего воображения. Но в то же время вымысел так тесно переплетен с фактами, что всё придуманное мной кажется таким же истинным. Марта предстаёт перед нами реальным человеком, такой, какой её представляют документы, которыми мы располагаем. Я ничего не выдумала о семье Марты, об исторических событиях, на фоне которых проходила её жизнь, ни о характере действующих лиц, ни об их внешности.
![]() |
Фото 1. Зигмунд Фрейд и Марта Бернейс до свадьбы, 1884 г. (https://24smi.org) |
![]() |
Фото 2. Зигмунд Фрейд и его жена Марта в день 25-й годовщины свадьбы, 1911 г. (https://lenta.ru) |
Комментариев нет:
Отправить комментарий